Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
"Восточненская средняя общеобразовательная школа" Тындинского района
Страничка психолога
Главная Сведения Учителя Ученики Малыши Родителям Жизнь Обращения граждан

  Учителя
  Избыточная отчет-
    ность учителей
  Учитель года Тын-
    динского района
  Страничка психолога
  Обобщение опыта
  Доклады, высту-
    пления
Сайты:
  Гребеньщикова Н.В.
  Стафеева Н.Г.


Контакты:
Адрес: 676252,
  Амурская область,
  Тындинский район,
  п. Восточный,
  ул. Молодежная, д. 5
Телефон:
  (416-56) 3-06-46
E-mail:
  school-vostochny@yandex.ru
  mail@vostochnenskaya.ru

Банковские реквизиты:
МУ управление финансов ра-
йона (МОАУ «Восточнен-
ская СОШ»):

 л/с: 30033000050
 Расчетный счет
 03234643106540002300
 Корреспондирующий счет
 40102810245370000015
 
Наименование банка:
 Отделение Благовещенск
 Банка России / УФК по Амур-
 ской области г. Благовещенск.
 
БИК: 011012100
ОКВЭД: 85.14.
ОКПО: 04079907

Страничка психолога

Отношение родителей к школьному психологу очень неоднозначно. Некоторые родители очень настороженно относятся к работе психолога. Другая категория родителей считает немаловажным фактом то, что в современной школе есть специалист, который на ранней стадии выявит проблемы и поможет их исправить. Поэтому и ожидания от работы психолога различны.

К сожалению, практика работы показывает, чем позже родители обращаются к школьному психологу за консультацией, тем сложнее коррекция. Особенно, если это касается учебной деятельности.

Хочу заверить Вас, уважаемые родители, что моя первоочередная задача "не навредить". Поэтому свою работу я строю на уважительном отношении к личности каждого клиента (взрослого или ребенка), на полном доверии к Вам, в надежде на то, что наша совместная деятельность по коррекции нарушений сделает Ваших деток успешнее и счастливее.

Приглашаю Вас к сотрудничеству. Желаю счастья Вам и Вашим детям.

По материалам статьи "Психологическая помощь в школе" Светланы Николаевны Костенко,
педагога-психолога высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа № 1547

Как помочь агрессивному ребенку?

Причиной агрессивных реакций ребенка может быть: наследственный фактор, проявляющийся в особенностях его темперамента; особенности функционирования нервной системы или неправильное воспитание. В любом случае родители должны обратиться за консультацией к специалистам: врачам, психологам.

Как преодолеть агрессивность у детей:

  1. Снять мышечное и эмоциональное напряжение:
    • дать возможность подвигаться, лучше предложить подвижную игру с правилами, но без состязания;
    • предложить рисование кляксами, пальцами;
    • изобразить агрессивное животное, громко порычать несколько раз;
    • сделать релаксационные упражнения.
  2. Демонстрировать ребенку собственное спокойное поведение и адекватные реакции на окружающее:
    • не повышать голоса в присутствии ребенка, не оскорблять его и окружающих;
    • сочувствовать, сопереживать страданиям других людей и животных;
    • учить понимать эмоциональное состояние окружающих;
    • не вызывать часто чувство вины;
    • избегать просмотра фильмов со сценами насилия и жестокости;
    • давать возможность высказывать собственное мнение;
    • наполнять жизнь интересными событиями и делами, вызывающими состояния несовместимые с чувством агрессии;
    • развивать чувство юмора.
  3. Играйте с ребенком в игры по правилам развивающие самоконтроль, самоорганизацию, умение рефлексировать и планировать свои действия:
    • в проблемные и конфликтные ситуации (проигрывать проблемные ситуации в детском саду, в школе);
    • спортивные игры;
    • шашки и шахматы;
    • сюжетно-ролевые игры, где ребенок берет на себя ответственные роли: учителя, спасателя, разведчика, исследователя или соответствующего героя сказки, фильма.
  4. Следите за эмоциональным состоянием ребенка:
    • помните, что страхи часто являются причиной агрессии;
    • упреки, вызывают обиду и враждебность;
    • проявляйте внимание к делам и отношениям ребенка, поощряйте любые успехи и достижения, чаще общайтесь с ним;
    • проявляйте свою любовь к ребенку в поступках, которые научат его любви, доброте и сочувствию;
    • ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку и заботу.

По материалам статьи "Проявление агрессивного поведения у детей" Екатерины Пипириене,
психолога, преподавателя г. Вильнюс (Литва)

15 шагов к уверенности в себе

Согласитесь, что уверенный в себе человек живет полноценной, насыщенной жизнью. Чтобы повысить уверенность в себе можно применить следующие шаги:

  1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.
  2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сего-дняшнего дня, так чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.
  3. Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того как вы извлекли из тяжких воспоминаний хоть какую-то пользу, похороните их и не воз-вращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в вашей памяти лишь до той поры, по-ка вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успе-хах, пусть и небольших.
  4. Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.
  5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономиче-ских и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собствен-ной личности.
  6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность — это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат со-глашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
  7. Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты — «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый».
  8. Ваши действия могут подлежать любой оценке; если они подвергаются конструктивной критике — воспользуйтесь этим для своего блага, но не позво-ляйте другим критиковать вас как личность.
  9. Помните, что иное поражение — это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных после-дующих более крупных неприятностей удалось избежать.
  10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые застав-ляют вас чувствовать свою неполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.
  11. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.
  12. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, ко-торой обмениваются люди — такие непохожие и своеобразные. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего вы хотите от них и что можете им дать. А затем дайте им понять, что вы открыты для такого обмена.
  13. Перестаньте чрезмерно охранять свое Я, оно гораздо крепче и пластич-нее, чем вам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.
  14. Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к ко-торым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточ-ных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забы-вайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь вас никто не услышит.
  15. Вы не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы — вершина эволюционной пи-рамиды, вы — воплощение надежд ваших родителей, вы — неповторимая лич-ность, активный творец своей жизни, вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к сверше-ниям. И застенчивость отступит, потому что вы, вместо того чтобы беспокоиться, как вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни.

По материалам американского социального психолога Филипа Джорджа Зимбардо

Ряд основных правил, которые помогут добиться успеха в учебе

  1. КАК СЛУШАТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ
    • Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний. Сведения, получаемые с помощью зрения и слуха, обеспечивают слаженную работу зрительной и слуховой памяти.
    • Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль возникает при контакте с мыслями других людей. При слушании объяснения учителя создаются самые благоприятные условия для лучшей работы собственного мышления. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель. К словам, которые надо запомнить полезно придумывать СИНОНИМЫ.
    • Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Вопрос говорит об активности мышления. В случае сомнения не бойтесь обратиться к учителю.
  2. ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ
    • Поставь цель запомнить надолго.
    • Прочитав, прежде всего, обдумай текст, выдели трудные места и пойми их. Затем отметь главную мысль данной статьи или параграфа.
    • Мысленно разбейте текст на части. Установите логическую связь между ними.
    • В каждой части выделите главную мысль, определение, формулу. Работая над частью текста, находите сходство и различие, привлекайте изученный ранее материал. Думайте, как применить данное положение на практике, приведите примеры.
    • Формулировки и правила повторяйте без изменений, остальной текст пересказывайте своими словами.
    • Заучивайте не числом повторений, а умением повторять. Не заглядывайте без нужды в текст, старайтесь воспроизвести его по памяти.
    • После работы над частями пересказать весь текст.
  3. ПРАВИЛА СПИСЫВАНИЯ
    • Внимательно прочитай предложение.
    • Запомни написание всех слов.
    • Записывай его, диктуя себе.
    • Сверь списанное с текстом.
  4. ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ
    • Вспомни рассказанное учителем на уроке.
    • Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарём.
    • Читай внимательно и старайся запомнить основное.
    • Для лучшего запоминания записывай в черновик даты, названия и имена.
    • Закрой книгу и мысленно представь части прочитанного. Перескажи прочитанное.
    • Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.
    • Расскажи прочитанное про себя и вслух.
    • Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и перескажи по нему.
    • Запомни план.
  5. ПРАВИЛО БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
    • При заучивании отрывка прозы, цитаты: прочти и пойми содержание, смысл, прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести. Большой текст раздели на смысловые части, прочитай и, закрыв текст, рассказывай про себя или вслух; перескажи несколько раз, следя за выразительностью; перед уроком снова перескажи с учебником в руках.
    • При заучивании стихов пользуйся теми же принципами, что и при заучивании прозы. Читай выразительно сразу. Если трудно запоминается, запиши текст.
    • При заучивании правил, определений, законов, продумай смысл правила, определения, закона; сравни с известными тебе правилами, определениями; подбери пример; прочитай медленно, два-три раза, расскажи; заглядывая в книгу, расскажи без книги.
  6. СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ. ПОРЯДОК РАБОТЫ
    • Составь план.
    • По первому пункту плана и первой части рассказа выделить дополнительные важные мысли (2-3 предложения).
    • То же сделать по другим частям рассказа.
    • Пересказать рассказ, используя план.
    • Проверь себя (попытайся сделать рассказ понятнее и короче).
  7. ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ. ПОРЯДОК РАБОТЫ
    • Составь план.
    • Читай рассказ по частям; составить мысленно картины по его содержанию.
    • Пересказать каждую часть по плану и картине (при затруднениях можно заглянуть в книгу).
    • Самоконтроль (пересказать подробно рассказ в целом при закрытой книге).
  8. КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАССКАЗА. ПОРЯДОК РАБОТЫ
    1. Прочитай рассказ (наметь его части).
    2. Раздели его на части (одна часть отличается от другой содержанием).
    3. Прочитай первую часть, выделяя в ней главное.
    4. Озаглавь эту часть (нужно выразить эту часть одним словом или предложением).
    5. То же (3, 4 пункты) проделать с другими частями рассказа.
    6. Провести самопроверку (прочитать план в целом и решить, отражает ли он и поможет ли вспомнить содержание текста). Посмотреть для этого ещё раз рассказ.
  9. КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАССКАЗА. ПОРЯДОК РАБОТЫ
    • Садясь учить урок, постарайся сосредоточиться на этой работе, не отвлекайся посторонними вещами (не слушай радио, разговоры посторонних).
    • Старайся усвоить урок так, чтобы запомнить его навсегда, а не только к завтрашнему ответу.
    • Положив перед собой книгу, постарайся как можно полнее припомнить рассказ учителя. Потом медленно и вдумчиво прочитай статью учебника. Читая, старайся всё понять, каждое слово. Прочитав один раз, выдели самое основное, главное в этой статье. Основное лучше записать в виде краткого плана. Потом прочти ещё раз статью. Если статья большая или состоит из самостоятельных разделов, то можно прочитать её по частям, но никогда нельзя делить статью на случайные отрывки. Каждый отрывок должен быть лексически закончен.
    • Если чувствуешь, что урок выучен, проверь себя. Закрой книгу и постарайся пересказать. Если рассказ идёт гладко, урок выучен.
    • Выпиши даты в хронологическую таблицу.
    • Подумай, как связать выученный урок с пройденным ранее материалом.
    • Вспомни, что ты читал по этой теме в литературе или смотрел в кино и в театре.
    • Очень полезно утром, перед приходом в школу хотя бы бегло просмотреть выученный урок.
    ЧТОБЫ УСВОИТЬ И ЗАПОМНИТЬ ПРОЧИТАННЫЙ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМО ВЕСТИ ЗАПИСИ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ:
    • ПЛАН - отражает круг вопросов, затронутых автором в произведении, но не раскрывает их.
    • КРАТКИЙ ТЕЗИС - формулирует основное содержание прочитанного, передавая то, о чём говорится и что говорится о том или ином лице, событии, предмете, без доказательств основного положения. Распространённый тезис разъясняет кратко сформулированное основное положение. Тезисы следует нумеровать.
    • ВЫПИСКИ - При изучении материала можно выписывать наиболее важные места текста, цитаты, отдельные факты, даты. Выписки делаются в тетради или на отдельных листочках (карточках). На каждой карточке рекомендуется записывать только один ответ на вопрос. После того, как сделаны выписки из нескольких источников, карточки группируются по отдельным вопросам в определённой последовательности.
  10. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ПИСЬМЕННЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
    • Внимательно прочитать задание и уяснить его.
    • Прочитать текст упражнения, повторить грамматические правила, необходимые для его выполнения, а затем уже приступить к самому выполнению; точно выполнить все требования, которые содержатся в условии упражнения.
  11. КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ
    Одним из требований, которые предъявляются ученикам при изучении физики, истории, химии, биологии, литературы, является умение писать рефераты.
    Для написания реферата необходимо:
    • Подобрать литературу по теме, используя систематический каталог в библиотеке.
    • Прочитать отобранные книги и постараться разобраться в сущности вопроса.
    • Если ты не всё понял из прочитанного, обратись за помощью к учителю.
    • Составь план реферата, подумай об объёме реферата.
    • Покажи план учителю.
    • Написать реферат и хорошо оформить его.
  12. ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ ПЬЕСЕ ИЛИ ФИЛЬМЕ
    • Расскажите содержание пьесы или фильма.
    • Какие эпизоды особенно интересны?
    • Какие персонажи вам понравились?
    • Какие герои не понравились?
    • Что говорит автор зрителям своим фильмом или пьесой?
    • Какие чувства вызвали пьеса или фильм?
    • Ваши замечания об игре актёров.
    • Отзыв о пьесе или фильме пишется от первого лица.
  13. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
    • Закончив работу над рекомендуемой литературой, начинай готовить выступление.
    • Подумай, чтобы в твоём выступлении была обоснованность рассуждения - доказательность мысли.
    • Помни, что доказательство имеет три элемента:
      • тезис (то, что доказывается),
      • аргументы (то, с помощью чего ведётся доказательство),
      • логическая (смысловая) связь между тезисом и аргументами.
    • Выдели тезис. Продумай аргументы и смысловую связь между ними.
    МЕТОД ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - ДИСКУССИЯ.
    Выступай кратко, чётко, по существу вопроса. Излагая мысль, определи, какой метод ты изберешь: можно идти от фактов к тезису (от частного к общему), либо от тезиса к фактам (выдвижение и подтверждение его фактами). Пользуйся аналогией: умей провести параллель, сравнить события, факты, опереться на исторический опыт.
  14. КАК ПОДГОТОВИТЬ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
    • Прочитай вопросы.
    • Прочитай рассказ.
    • Найди ответ на каждый вопрос в Т Е К С Т Е.
    • Проверь себя (ответь про себя на все вопросы, не глядя в текст).
  15. КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ НЕБОЛЬШОГО ТЕКСТА
    • Прочитай рассказ (внимательно, не торопясь, несколько раз).
    • Представь одну или несколько картин по содержанию прочитанного текста.
    • Перескажи (представляя картины, заглядывая в книгу).
    • Проверь себя (перескажи весь рассказ без подглядывания в книгу).
  16. ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ЗАДАЧЕЙ
    • Внимательно прочитай сам условие задачи и вопрос.
    • Представь то, о чём говорится в задаче.
    • Анализируя условие задачи, рассуждай от вопроса к данным, но можно и наоборот. Когда рассуждаешь, думай о вопросе.
    • Изобрази задачу графически или краткой записью.
    • Найди рациональный ход решения и составь его план.
    • Запиши решение задачи, объясняя каждое действие (устно или письменно).
    • Запиши ответ.

По материалам методик Соколовой Ольги Анатольевны,
учителя начальных классов общеобразовательной школы № 712 г. Москва.

Для педагогов

Чем старше становишься, тем чаще кажется , что время течет все быстрее и быстрее. Ускоряется темп нашей жизни, а круг обязанностей становится все шире. И порой забываешь о самых простых радостях и желаниях или оставляешь их "на потом". А мир вокруг становится похож на многоцветный водоворот. Но стоит лишь подругому взглянуть на него, остановиться и просто порадоваться дуновению ветра, прислушаться к пению птиц или шороху листьев под ногами, как мир приобретает объем, каждый предмет обретает свой цвет, запах, вкус.. И ты понимаешь - КАК ПРЕКРАСЕН МИР!

По материалам Инны Александровны Кираль,
педагога-психолога МБОУ СОШ № 70 Тульской области.