Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Восточненская средняя общеобразовательная школа" Тындинского района
Экспериментальная площадка
Главная Сведения Учителя Ученики Малыши Родителям Жизнь Обращения граждан

  Добро пожаловать!
  Сведения об обра-
    зовательной орга-
    низации
  Министерство прос-
    вещения Россий-
    ской Федерации
  Министерство обра-
    зования и науки
    Амурской области
  Федеральный обра-
    зовательный портал
  Единое окно доступа
    к образовательным
    ресурсам
  ЕГЭ и ГВЭ-11
  ОГЭ и ГВЭ-9
  ФИПИ
  График консульта-
    ций ЕГЭ и ГИА
  Электронная
    очередь
  Питание
  Экспериментальная
    площадка
  Сведения о средне-
    месячной заработ-
    ной плате
  Обращения граждан
  Для сообщений


Контакты:
Адрес: 676252,
  Амурская область,
  Тындинский район,
  п. Восточный,
  ул. Молодежная, д. 5
Телефон:
  (416-56) 3-06-46
E-mail:
  school-vostochny@yandex.ru
  mail@vostochnenskaya.ru

Реквизиты:
Расчетный счет:
 40701810500003000001
Банк:
 РКЦ Тында
 г. Тында МУ Управление
 финансов района
 (МОБУ
 "Восточненская СОШ"
 л/с 20033000050)
БИК: 041013000

Программа экспериментальной работы на 2014-2019 гг.
«Здоровьесберегающие технологии – в основу личностно-ориентированного подхода в обучении»

Рассмотрено и утверждено на заседании Педагогического Совета, Протокол № 04 от 28.02.2014 г.

Развивающаяся в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Восточненская средняя общеобразовательная школа» Тындинского (далее - Школа) система работы является ценностно- и личностно- ориентированной системой в образовательной здоровьесберегающей среде. В Школе признаются системообразующими такие ценности образования, как:

  • личность ребенка;
  • личность педагога - человека, Мастера, способного нести высокую образовательную миссию;
  • человеческое общение и взаимная поддержка, как основные составляющие психологического здоровья обучающегося;
  • сопереживание, гуманность в человеческих отношениях;
  • создание ситуации успеха для всех участников здоровьесберегающегося образовательного пространства;
  • культура, созидаемая человеком;
  • творчество;
  • совместное творчество - сотворчество;
  • дифференциация и индивидуализация обучения, как одно из условий реализации свободы выбора;
  • связь поколений, преемственность традиций;
  • здоровьесберегающая и жизнетворческая среда для обучающихся.

Миссия Школы: «Школа – за здоровый образ жизни». Миссия определяет цели деятельности школы и специфику реализуемых образовательных технологий. Целостная реализация гуманистических и здоровьесберегающих ценностей образования определяет образ выпускника Школы.

Создание условий для оптимального развития обучающихся в условиях здоровьясбережения, включая детей с трудностями социально-психологической адаптации, детей обучающихся по специальным коррекционным программам, одарённых и способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей; создание условий для участия педагогов в инновационных образовательных процессах и экспериментальной работе.

Школа является одним из важнейших образовательных и социальных учреждений, обеспечивающих учебный и воспитательный процесс в реальном режиме взаимодействия школы, ребенка, родителей и социума.

Научно-исследовательская деятельность в Школе осуществляется в рамках реализации проекта «Здоровье», через участие обучающихся и педагогов в инновационных образовательных процессах и экспериментальной работе.

Цель эксперимента - СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ОПТИМАЛЬНОМУ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ РАЗВИТИЮ ВСЕХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ, СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРОПАГАНДЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ.

Основные задачи:

  1. Формирование у обучающихся потребности в саморазвитии обучении и самоопределении. (умение выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.)
  2. Отработка модели взаимодействия науки и педагогической практики по вопросам развития исследовательской деятельности обучающихся и педагогов по теме эксперимента.
  3. Акцент на методы и приёмы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности, творчества и мотивируют обучающихся на здоровый образ жизни.
  4. Организация здоровьесберегающей, развивающей среды, стимулирующей любознательность обучающихся, пропагандирующей здоровый образ жизни и воспитывающей культуру самосохранения.
  5. Организация мониторингового исследования и контроля за состоянием психического, соматического и нравственного здоровья обучающихся.

Гипотеза опытно-экспериментальной, исследовательской работы формулируется в виде следующего постулата: если в исследовательской работе будет осуществлен комплекс мер, включающих в себя:

  1. внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс;
  2. дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в режиме личностно-ориентированного обучения;
  3. оптимальное сочетание организации здоровьесберегающей среды с высокой мотивацией обучающихся по вопросу здорового образа жизни;
  4. благоприятные организационные, медицинские, психологические и материальные условия,

то этот комплекс мер приведет к созданию такой здоровьесберегающей среды, при которой будет возможно повышение качества образования, снижение уровня заболеваемости обучающихся, рост мотивации здорового образа жизни, формирование современной культуры самосохранения и укрепление зрелого и позитивного развития обучающихся.

Актуальность программы:

Актуальность разработки данного проекта вызвана тем, что в настоящее время здоровьесберегающий потенциал обучающихся находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются:

  • Рост негативных воздействий внешней среды на становление школьника.
  • Отсутствие в обществе четких мотивационных ориентиров, направленных на ведение здорового образа жизни, разрушение традиционных ценностей в семье, отсутствие культуры сохранения здоровья.
  • Недооценка социумом оздоровительного потенциала, как спортивных мероприятий, так и спорта в целом.

Состав участников и работа по проекту «Здоровье» определяется следующими принципами:

  • Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию.
  • Утверждение единства и целостности образования, где обучение и воспитание есть его составляющие.
  • Развитие индивидуальности каждого человека в практике здоровьесберегающего образовательного процесса.
  • Творческое сотрудничество участников здоровьесберегающего образовательного процесса в совместной продуктивно деятельности.
  • Непрерывное образование, как принцип планирования и организации образовательного развития личности в условиях здоровьесбережения.
  • Осознанная здоровьесберегающая организация управления учебно-воспитательным процессом.
  • Участие в работе по проекту «Здоровье» педагогов, обучающихся, медицинских работников, привлечение представителей общественности, родителей.

Объект эксперимента: организация здоровьесберегающей образовательной среды в школе; создание единого учебно-воспитательного пространства, способствующего сохранению и укреплению здоровья, повышению мотивации к здоровому образу жизни, и способствующего самореализации и самоопределению обучающихся в условиях здоровьесбережения.

Предмет исследования: изучение научно-методической литературы и практики по вопросам организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, обобщение педагогического опыта по валеологическим вопросам, выдвижение рабочих гипотез по вопросу оздоровления, разработка теоретических моделей, организация педагогических экспериментов, проведение диагностических исследований; разработка и апробация авторских программ по научно-исследовательской деятельности.

Методы исследования: определение приоритетов и планирование работы над целевыми образовательными программами с учётом здоровьесберегающих факторов; формирование пакета здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода в обучении; формирование инициативной творческой группы по вопросам здоровьясбережения, ресурсное обеспечение деятельности инициативной творческой группы; разработка методических рекомендаций; диагностика; тестирование; мониторинг уровня заболеваемости обучающихся, мониторинг качества получаемых результатов; выявление новой проблематики развития исследовательской деятельности в системе здоровьесбережения.

Ожидаемый результат исследования:

  • Повышение качества обучения;
  • Улучшение показателей общего уровня здоровья обучающихся, средствами пропаганды здорового образа жизни, формирования мотивации занятий спортом, валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
  • Обретение обучающимися привычек и навыков самосохранения, развитие культуры здоровья, формирование активной, творческой и познавательной позиции;
  • Улучшение показателей поведенческой культуры обучающихся, приобретение ими положительного жизненного опыта, новых знаний в сфере здоровьясбережения;
  • Повышение эффективности кадрового обеспечения, освоение качественного уровня, профессиональной компетентности педагогов по вопросам здоровьясбережения и валеологического сопровождения учебно-воспитательной процесса;
  • Ориентация школьников на самореализацию в различных видах деятельности, мотивирующих обучающихся на здоровый образ жизни;
  • Осознание обучающимися возможностей научно-исследовательской деятельности для своего личностного развития;
  • Снижение уровня заболеваемости обучающихся, гармонизация межличногостного общения «проблемных» детей в семье, в школе, социаме.
  • Формирование негативного отношения к наркомании и прочим социальным патологиям.

База эксперимента:

Базой эксперимента является Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района.

Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
  • Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)
  • Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
  • Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ – инфекции)».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
  • СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»
  • СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

Функции различных категорий работников школы

Функции медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;
  • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
  • выявление учащихся специальной медицинской группы.

Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • организация и контроль уроков физкультуры;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы психологической службы в школе.

Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Этапы эксперимента:

1 этап - аналитический. Сроки: 2014 г.

  • Анализ существующей практики здоровьясбережения в школе.
  • Выявление проблем внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесса и поиск путей их решения.

2 этап - диагностический. Сроки: 2015 г.

  • Выявление проблем в организации здоровьесберегающей образовательной среды.
  • Проведение индивидуальной оценки состояние здоровья в его четырёх аспектах: психическом, соматическом, физическом, нравственном.
  • Изучение динамики работоспособности детей.
  • Корректировка программы «Школа – за здоровый образ жизни» на основе полученных данных, выбор оптимального варианта.

3 этап - конструктивный. Сроки: 2016 г.

  • Моделирование новой организационной структуры проекта «Здоровье».
  • Выявление организационно-педагогических, организационно-методических, психолого-педагогических условий развития здоровьесберегающего образовательного пространства.
  • Поиск и разработка авторских программ исследовательской деятельности по вопросу валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
  • Разработка комплекса мероприятий с целью обеспечения интеграции традиционных и новых форм и методов в новой здоровьесберегающей среде.
  • Формирование проблемной, поисковой, творческой группы педагогов, обеспечивающих реализацию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

4 этап - организационный. Сроки: 2016-2018 гг.

  • Внедрение новой организационной структуры проекта здоровья.
  • Изучение состояния, условий и результатов учебно-воспитательного процесса, выработка мер по их улучшению, реализация их на практике с учётом создания здоровьесберегающей среды.
  • Формирование доминирующей здоровьесберегающей образовательной парадигмы и создание условий для успешной реализации комплекса предметных компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства с учётом среды здоровьесбережения.
  • Выработка проектно-исследовательских навыков.

5 этап - обобщающий. Сроки: 2019 г.

  • Обобщение опыта работы педагогов по проекту «Здоровье» в целом.
  • Экспертная оценка деятельности.
  • Подготовка и формулировка выводов.
  • Подготовка методических рекомендаций.
  • Планирование работы по развитию положительных результатов создания здоровьесберегающей образовательной среды, по проекту «Здоровье» обучающихся и педагогов школы.

Отчет о работе районной экспериментальной площадки
Март 2017 год

Модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в МОБУ «Восточненская СОШ»

Разработанная на основе рекомендаций Центра образования и здоровья МО РФ Института возрастной физиологии РАО модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в школе состоит из следующих блоков:

I блок — здоровьесберегающая инфраструктура школы

Блок включает:

  • состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  • наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
  • наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
  • организация качественного питания;
  • необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинский работник, учителя физической культуры, психологи, логопед).

II блок — рациональная организация учебного процесса

Блок включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);
  • рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;
  • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

III блок — организация физкультурно-оздоровительной работы

Блок включает:

  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (науроках физкультуры, в секциях и т.п.);
  • организацию занятия по ЛФК;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроком в начальной школе;
  • организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • создание условий и организацию работы спортивных секций;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней
  • спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа является основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, повышает адаптивные возможности организма, является важнейшим средством сохранения и укрепления здоровья школьников.

IV блок — просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Блок включает:

  • включение в систему работы образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркозависимсти), «Приключения в стране здоровья» и т.п.), лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • проведение «Дней здоровья», «Недели Здоровья», конкурсов, праздников и т.п.;

Главное условие успешной реализации данного направления – системность и обращение к профессиональным специалистам. Мы считаем также нецелесообразным и даже вредным использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды новых «нетрадиционных» идей и систем оздоровления (природное оздоровление, биодобавки, специфическая организация питания, диеты и т.п).

V блок — организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.

Блок включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и
  • развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно
  • влияющих на здоровье, и т.п.;
  • приобретение необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.).
  • организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей.

VI блок — профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья

Блок включает:

  • использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения ит.п.);
  • регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога.
  • внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, находящиеся в школе.
  • регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.
  • создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;
  • привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

Обычно обсуждается влияние той или иной методики обучения на здоровье ребенка и предлагаемые методы коррекции.

В школе разработана программа «Здоровье», предусматривающая перестройку образовательного процесса на основе широкого использования сохраняющих здоровье учащихся информационных, личностно-ориентированных технологий, индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания с учетом региональных особенностей. Важнейшим направлением является подготовка нормативно-правового, научно-методического и кадрового обеспечения реализации программы, а также организация диагностики и мониторинга личностного развития и состояния здоровья детей на всех этапах образования, осуществление всесторонней профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с учащимися.

Таким образом, педагогический коллектив школы считает необходимым найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок учащихся.

Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья школьников. Важное значение придается охране психического здоровья детей и подростков.

Медико-психолого-педагогическая практика показывает, что большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения. Более того, исследованиями доказано, что педагогические ошибки или неправильные педтехнологии отрицательно отражаются на детской психике в виде дидактогений или невротических нарушений. Как следствие психологической дезадаптации, данные диагностических обследований школьников фиксируют:

  • низкий уровень познавательной активности;
  • низкий уровень мотивации учебной деятельности;
  • неустойчивость эмоциональной сферы;
  • высокий уровень тревожности;
  • несформированность навыков общения.

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности — это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований и т.д.

В развитии этих направлений совершенствования учебно-образовательного процесса работает педагогический коллектив.

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Например, используется блочно-модульная система, апробируются и внедряются нетрадиционные методы проектов и мастерских, проблемное и развивающее обучение, иммитационно-моделирующие игры и т.д.

В школе система обеспечения психолого-педагогической и управленческой поддержки участников образовательного процесса включает:

  • диагностику трудностей и проблем учащихся и педагогов,
  • преобразование педагогической практики (освоение различных моделей классного воспитателя, тьютора, учителя-консультанта),
  • развитие системы самоуправления и партнерского взаимодействия,
  • разработку содержания, форм, приемов и средств педагогической поддержки.

Большую часть времени учащиеся проводит в школе, и режим их жизни, в значительной степени, обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в стенах школы.

Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования — усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни (ЗОЖ).

Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

  • Наследственность — определяет здоровье на 20%.
  • Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20%.
  • Деятельность системы здравоохранения — на 10%.
  • Образ жизни человека — на 50%.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

Принятая в школе программа «Здоровье» призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья; привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей; содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества; обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.

Главным условием реализации программы «Здоровье» является следующее: учебно-воспитательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы в нем каждый участник совместной образовательной деятельности имел бы возможность управлять своим здоровьем.

Для достижения этой цели необходимо у всех учащихся и педагогов сформировать так называемое саногенное мышление, т.е. мышление, способное управлять поведением так, чтобы при этом сохранялось собственное здоровье и здоровье окружающих.

Профилактика нарушений здоровья учащихся при обучении в школе — это, прежде всего, мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов:

  • соблюдение действующих СанПиНов,
  • регулярный мониторинг внутришкольной среды,
  • оптимизация учебного процесса.

Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки.

Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Для коррекции осанки используются занятия лечебной физкультурой в школе и дома, игры, способствующие улучшению осанки.

Профилактика простудных заболеваний в проводится, как правило, в осенне-весенний период и включает витаминизацию, позволяющую повысить работоспособность, снизить риск развития простудных заболеваний.

Мы считаем, что школа не должна подменять собой поликлинику, а, прежде всего, содействовать сохранению здоровья своими методами, такими как:

  1. строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения,
  2. нормированием учебных нагрузок,
  3. применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка,
  4. организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.

Школа должна сформировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит как от насыщения образовательной среды информацией в виде знания о здоровье человека, так и от воспитательной работы, направленной на развитие познавательной активности детей и подростков и формирование у них потребности и умений в сохранении и развитии здоровья.

В программу, направленную на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и меры профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Классные руководители проводят «Уроки здоровья», в ходе которых обращается внимание на формирование благоприятного психологического климата, как основы нравственного и физического здоровья, на формирование потребностей в здоровом образе жизни детей; на то, что они могут сделать для себя, чтобы сформировать безопасный тип поведения.

В ходе обучения школьников ЗОЖ многими преподавателями используются активные формы: конференции, деловые игры, дискуссии. Однако эффективность валеологического образования с точки зрения сознательно востребованных знаний, на основе которых принимаются решения и осуществляются действия саногенного характера, зависит от совместной оздоровительной деятельности детей и взрослых.

В школе в системе воспитательной работы сложились определенные традиции:

  • загородные экологические прогулки школы;
  • организация здорового совместного досуга учителей, учащихся и их родителей;
  • однодневные походы;
  • семейные соревнования;
  • конкурсы;
  • дни здоровья и др.

В системе воспитательной работы особое внимание уделяется проблеме повышение уровня валеологической грамотности не только учащихся, но и их родителей. С этой целью проводятся родительские лектории, основная задача которых — это развитие потребности в здоровом образе жизни.

Одна из важнейших задач программы «Здоровье» - создать эффективную образовательную среду для социализации детей и подростков в процессе эколого-информационного образования. Программа направлена на формирование у детей представлений об основах рационального питания как составной части здорового образа жизни.

Актуальность новых подходов к профилактике вредных привычек (курения, алкоголизма и наркомании) среди детей и подростков определяется нарастающим распространением этих явлений среди детского населения.

Воспитательная работа по профилактике вредных привычек может быть эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников. На учительские и родительские семинары по раннему выявлению клинических проявлений наркомании у школьников приглашаются наркологи, проводятся консультации детей и родителей.

Таким образом, в школе сформирована система управления здоровьем, разрабатывается концепция здорового образа жизни в условиях школы, целью которой является содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни детей и подростков.

Валеологический анализ расписания учебных предметов среднего и старшего звена школы

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели – важный фактор профилактики утомления школьников, способствующей повышению их работоспособности.

Расписание учебных предметов в школе строится с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.

Время начала занятий является оптимальным – 8.00.

Занятия проводятся только в первую смену, что в наибольшей степени соответствует суточной динамике работоспособности учащихся.

Продолжительность занятий в среднем и старшем звене составляет 45 минут.

Это позволяет понизить утомление учащихся при освоении общеобразовательных программ. В расписании уроков для среднего и старшего звена основные предметы проводятся на 2.3.4 уроках.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду. На эти дни в школьное расписание включаются наиболее трудные предметы, или средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

При составлении расписания использовались таблицы трудности предметов.

Для поддержания недельной динамики работоспособности учащихся школы в расписании занятий предусмотрен облегченный день, который располагается в середине недели: как правило, это четверг. Облегченный день создается как путем уменьшения количества уроков, так и планированием на этот уроков по изучению средних и легких предметов.

В начале недели (понедельник) и в конце ее (пятница) – работоспособность самая низкая и, соответственно, суммарная нагрузка наименьшая.

Оптимизации распределения учебной нагрузки способствует такие факторы, как использование современных здоровьесохраняющих технологий в преподавании предметов повышенной трудности, создание благоприятной психологической атмосферы, повышающей мотивацию учащихся, что снижает утомительное воздействие учебных занятий.

Сдвоенные уроки по таким трудным предметам как физика и математика допускаются для проведения лабораторных работ, физического практикума, при использовании модульно-блочной технологии обучения. Это уменьшает набор учебных предметов и объем домашних заданий.

Изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников 1-2 –классов

Исследования, проведенные в начале учебного года (октябрь 2016г.), показали: Продолжительность занятий в школе учащихся 1 класса в среднем не превышает допустимые нормативы максимального объема учебной нагрузки.

Продолжительность домашних заданий у 85% учащихся 2 класса составляет 37 минут (в 1 классе домашние задания задаваться не должны).

Анализ объема учебной домашней нагрузки учащихся начальных классов (время приготовления домашних заданий) показал, что большая часть школьников укладываются в гигиенический норматив (от 0,5 до 1 часа). Однако около трети учащихся выполняют домашние задания от 1 до 2 и более часов.

Это может быть связано с нерациональной организацией самого учебного процесса, низкой эффективностью работы учащихся на уроках, не соответствием методов и методик обучения.

Обеспечение качественным медицинским обслуживанием в школе. Оздоровительная инфраструктура школы.

Элементы инфраструктуры:

  • Медицинский кабинет
  • Спортивный зал
  • Школьный стадион

Медицинское обеспечение детей школьного возраста имеет в виду контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры.

Виды деятельности медицинского работника школы

  1. Организация медицинского обеспечения детей
    • Анализ состояния здоровья детей, оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий;
    • Координация деятельности лечебно-профилактических и образовательных учреждений, контроль за организацией медобслуживания детей, анализ;
    • Организация консультативной помощи;
    • Организация повышения квалификации медицинских работников и педагогических работников;
    • Организация работы по гигиеническому воспитанию детей, родителей;
    • Организация и проведение летней оздоровительной кампании.
  2. Первичная профилактика
    • Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в образовательных учреждениях;
    • Контроль и оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса: участие в составлении учебного расписания; составление режима дня и занятий.
  3. Питание
    • Контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания;
    • Санитарно-гигиеническое состояние пищеблока;
    • Составление меню;
    • Бракераж готовой продукции;
    • Контроль за выполнением натуральных норм.
  4. Физическое воспитание
    • Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой;
    • Анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовки детей;
    • Осуществление контроля за организацией физического воспитания, закаливающих мероприятий.
  5. Трудовое обучение и профессиональная ориентация
    • Врачебно-профессиональная консультация Заключение о профессиональной пригодности;
    • Контроль за выполнением рекомендаций по трудовому обучению.
  6. Гигиеническое воспитание в детском коллективе
    • Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формирования навыков здорового образа жизни;
    • Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки и др.;
    • Контроль за гигиеническим воспитанием.
  7. Иммунопрофилактика
    • Планирование и анализ вакцинации;
    • Осмотр перед прививкой;
    • Контроль за состоянием здоровья после прививки, регистрация местной и обще реакции на прививку.
  8. Мероприятия по обеспечению адаптации в ОУ
    • Рекомендации по адаптации и ее коррекции (совместно с педагогом);
    • Контроль за течением адаптации и проведением медико-педагогической коррекции;
    • Проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению.
  9. Диспансеризация
    • Проведение (совместно с педагогом) скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья, оценка осмотров физической подготовленности детей;
    • Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья;
    • Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за выполнением;
    • Анализ состояния здоровья по предлагаемым критериям и тестам и разработка медико-психолого-педагогических мероприятий по укреплению и охране здоровья школьников.

Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательной работе школы

Школьные факторы рискаСпособы устранения факторов рискаФормы здоровьесберегающей работыМетоды и организационные подходы
Неудовлетворительное состояние внутришкольной средыАдминистративный контроль за соблюдением требований СанПиН. Повышение уровня материально технической базы ОУ.Мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования.
Нерациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузкиОптимизация образовательного пространства (ОП). Создание комфортности условий среды. Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, объему общей учебной нагрузки, объему домашних заданий.Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников. Расширение, зонирование, гибкое моделирование образовательного пространства.Составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных уроков. Создание кабинета психологической разгрузки, тренажерного зала.
Низкая двигательная активность (гиподинамия)Повышение эффективности физического воспитания Разработка и реализация режима повышенной двигательной активностиВключение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузокДинамические паузы, физкультминутки, спортивные часы.
Неадекватные возможностям учащихся методы обучения, недифференцированный уровень.Использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся Индивидуальный дифференцированный подход к обучению.Применение технологий адаптивного, проблемного развивающего обучения. Индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки.Индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов. Проектная деятельность
Стрессовые психолого-педагогические факторы (дезадаптация, дидактогения)Педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия всех участников ОП. Медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.Ценностно-ориентированная система воспитания. Дополнительное образование.Диагностика. Консультирование. Тренинги. Психологическая коррекция и реабилитация (индивидуальная и групповая).
Отсутствие культуры здоровьяУчебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образаЛекции, беседы Разработка и внедрение интегральных и модульных учебных курсов по здоровому Просветительская работа с родителями и учителямиУрочная и внеурочная система обучения. Клубная деятельность. Развлекательно-игровые формы воспитания. Лектории для педагогов и родителей. Консультации специалистов

Результативность научно-методической работы по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий

Мероприятия (олимпиады, конференции, конкурсы, фестивали, акции)Уровень (районный, областной, Всероссийский, международный)Кол-во участниковКол-во призёров, победителей
1Участие в концерте к Дню посёлкаМуниципальный44Участие
2Олимпиада по физической культуреРайонный21 – победитель, 1- призёр.
3Олимпиада по ОБЖ. Редькин А., учащийся 10 классаРайонный21-победитель
4Выступление с концертными номерами на районной педагогической конференцииРайонный5Участие
5Районный фестиваль патриотической песни «О славе Отечества песни поём»Районный 23.112Участие
6Открытое мероприятие к районному семинару заместителей директора по ВР «Едино государство когда един народ»26.1052Участие
7Концертная программа посвящённая Дню народного единстваМуниципальный 03.1120Участие
8Концертная Новогодняя программа в доме культурыМуниципальный 30.1226Участие
9Культурно-развлекательная программа «Рождество Христово»Муниципальный 03.0143Участие
10Турнир по мини-футболу посвящённые 27 годовщине выводу войск из АфганистанаРегиональный7Участие
11Познавательно-развлекательное мероприятие в доме культуры «Татьянин день»Муниципальный Участие
12Торжественное мероприятие посвящённое выводу войск из Афганистана с приглашением ветеранов данной войныМуниципальный75Участие
13Всероссийская "Лыжня России" районный этапРайонный36Победители
14Областной интеллектуальный конкурс-викторина «Основной закон страны - Конституция» Марцонь ЕкатеринаОбластной декабрь 201531-призёр
15IV областной молодёжный добровольческий форум «100 технологий добра»Областной Декабрь4Участие
16Викторина «Города-герои»Областной Декабрь5Участие
17Международный дистанционный блиц-турнир по истории «История предков» Сесёлкина Татьяна – 6 класс, Сенченков Алексей – 9 классМеждународный Февраль 201611 призёр 1 победитель, 2 место
18Международный дистанционный блиц-турнир по обществознанию «Общественное устройство», Бабич А., учащийся 9 классаМеждународный21 призёр, 2 место
19Всероссийская олимпиада «Паллада» по истории, Степанов Д., Кудряшова В.Всероссийская4Дипломы участников
20Всероссийская олимпиада «Паллада» по обществознанию. Сесёлкина – 4 место, Близнюк 7 место, Обухов – 6 место, Калинина – 6 местоВсероссийская4Дипломы участников
21Интеллектуальная викторина «1906» 110 лет созыва первой государственной ДумыРайонная31-призёр, 3 место
22Всероссийская олимпиада «Паллада» по биологии, Бенгарт Ю, Близнюк В.Всероссийская Ноябрь5участие
23Всероссийская олимпиада «Паллада» по географии, Бенгарт Ю, Близнюк В.Всероссийская Ноябрь21-1, 3 место
24Международная олимпиада проекта «Инфоурок» по географии. Обухова К., Кондратьева О.Международная Январь21-победитель 1-призёр, 2 место
25Смотр военно-патриотической песни «Во имя Родины»Районный Февраль56Участие
26Международная олимпиада проекта «Инфоурок» по биологии Обухова К., Кондратьева О.Международная Январь21-победитель 1-призёр, 2 место
27Международный блиц-турнир по биологии «В основе - природа» Жаворонкова А., Обухова К., Кузнецова к., Кондратьева К.Международный4Дипломы I, II, III степени
28Международный дистанционный блиц-турнир по географии «Глобус мира» Обухова К., Бенгарт Ю., Калинина С, Кудряшова , Жаворонкова, Кондратьева О.Международный Февраль6Дипломы I, II, III степени
2912 Традиционный турнир по футболу Н.А. МожейкинаФедеральный Ноябрь6Участие
30Открытое первенство по футболу г. ТындаГородской Декабрь10Участие
31Акция «Поздравь с Днем защитника Отечества» (изготовление поздравительных открыток)Школьный Февраль5Участие
32Спортивный праздник «Весёлые старты 1-4 класс»Школьный Февраль39Участие
33Конкурс рисунков (1-4 классы). Конкурс плакатов (5–11 класс)Школьный Февраль28Участие
34Праздник «Я буду Защитником!» (1-4 классы)Школьный Февраль42Участие
35Выставка плакатов и рисунков «Мы за мир во всём мире» на методической неделеШкольный36Участие
36Выставка мягкой игрушки на методической неделеШкольный18Участие
37Социально-педагогическое тестирование учащихся 13-18 лет Приказ министерства образования и науки Амурской областиШкольный31Участие
38Концерт посвящённый 23 февраля в ГДОШкольный35Участие
39Соревнования по вольной борьбеШкольный Февраль14Участие
40Всероссийская олимпиада школьников по химииШкольный3Грамота, Прокопьева А., победитель
41Всероссийская олимпиада школьников по технологииШкольный2Грамота, Сафонова Д., призер
42Всероссийская олимпиада школьников по технологииМуниципальный1Грамота, Сафонова Д., победитель
43Всероссийская олимпиада школьников по химииМуниципальный3Грамота, Прокопьева А., победитель
44Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по химииМеждународная2Сертификат, Прокопьева А., призер
45Районный заочный конкурс рисунка, посвященного 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Ничто не забыто, никто не забыт» по ИЗО.Международная2Диплом победителя II степени, Кудряшова В
46Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по химииМеждународная1Сертификат, Прокопьева А., призер
47Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по технологииМеждународная1Сертификат, Сафонова Д., призер
48Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»по химииОбщероссийская1Диплом участника Прокопьева А., призер
49Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»по химииОбщероссийская1Диплом участия, Сафонова Д.
50Всероссийская предметная олимпиада «Паллада» по химииВсероссийская1Диплом участника (6 место) Сафонова
51Всероссийская предметная олимпиада «Паллада» по химииВсероссийская1Диплом участника (3 место) Иванова
52Международный проект intolimp.org (январь 2016)Международная1Диплом победителя 3 степени 3 место (8 баллов из 10) Прокопьева А
53Международный проект intolimp.org (январь 2016)Международная1Диплом победителя 1 степени 1 место (10 баллов из 10) Вальчук Алина
54Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» по математике.Бенгарт Ю., Никитина А.,Степанов Д, Сесёлкина - призёрОбщероссийская41 - призёр
55Всероссийская школьная олимпиада по математикеВсероссийская42 победителя: Сесёлкина Т., 6 кл,Бенгарт Ю, 6 класс. 2 призёра –Степанов Д, Никитина А., 6 класс
56Всероссийская школьная олимпиада по математикеВсероссийская21-победитель, Богдашевская Н., 10 класс, 1–призёр Михайленко И., 9 класс.
57Районная олимпиада по физикеРайонная11-призёр, Богдашевская Н., 10 класс
58Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по физикеМеждународная2Сертификат, Прокопьева А., Парфёнов А, 10 класс
59Всероссийская предметная олимпиада «Паллада» по русскому языкуВсероссийская5Дипломы участников
60Всероссийская предметная олимпиада «Паллада» по литературеВсероссийская43-призёра: Близнюк В.,Цуркан, Бенгарт Ю., Сесёлкина Т., - 6 класс
61Олимпиада по русскому языкуРайонная21 – победитель Богдашевская Н., 1 – призёр, Прокопьева А., 10 класс
62Всероссийский конкурс сочиненийВсероссийский2Дипломы второй степени: Сесёлкина Т., 6 класс. Богдашевская Н., 10 класс
63Всероссийская олимпиада «Паллада» по русскому языку. Кондратьева О., Бабич А., Сафонова Д.Всероссийская4Дипломы участников
64Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» (русский язык)Международная9Сертификаты
65Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по литературеМеждународная22 призёра, Обухова К – 2 место; Задорожная С., 3 место
66Международный дистанционный блиц – турнир по русской литературе «Русский слог»Международный96 – призёров. Дипломы победителей: Кузнецова К, Родоманов А., Обухова К., Кудряшова В., Калинина С., Задорожная С.
67Олимпиада «Ребус» по математикеВсероссийская21-победитель, Чухловина В.; 1-призёр- Станиславская Г., - 2 класс
68Олимпиада «МИНОБР.ОРГ»Всероссийская42-победителя: Данько А., Шульгина П., 1 класс; 2призёра: Михайлова У., Прокопьев Н. 2 класс
69Всероссийская олимпиада «Вот звёздочка» по русскому языку и математикеВсероссийская52-победителя, Шульгинова П., Данько А.; 3-призёра: 2 место- Прокопьев Н, Романцова В.; 3 место – Михайлова У.
70Участие в выставке творческих работ «Символ 2016 года». Рапак Лиана, Лоншакова ВикторияРайонная21 победитель, 1- призёр
71Областной заочный фестиваль национальных искусств «Амурский хоровод»Областной Март4Участие
72Международный конкурс для детей и педагогов «Интербриг»Международный Март33 Лауреата
73Три утренника в ГДО «Вот какие мы большие» - младшая группа , средняя группа – концерт для мам, старшая- «Мамам спляшем и споём»3, 4 марта65Участие
74Организация праздника ученическим самоуправлением посвящённого 8 Марта4 марта58Участие
75Участие в праздничном концерте посвящённого 8 МартаМуниципальный 6 марта75Участие
76Участие волонтёров в праздновании Проводы русской зимы в Эвенкийской деревнеРайонный Март18Участие
77Областной конкурс солистов, вокальных ансамблей, посвящённый Году Российского киноОбластной До 20 апреля8Участие
78Областной заочный фестиваль дошкольных образовательных организаций «Журавушка» (Народное национальное творчество)Областной Апрель7Участие
79Оластной конкурс «Живая классика» Сесёлкина Т.Региональный Апрель1Диплом
80Концерт посвящённый Году киноМунищипальный апрель29Участие
81Открытый урок посвящённый Дню КосмонавтикиМуниципальный 12 апреля35Участие
82Неделя гуманитано-математического циклаМуниципальный 11.04-15.04567 Грамот
83Участие Лиге КВН Тындинского районаРайонный 18.0464 призовое место
84Участие в районном творческом конкурсе «Проба пера»Районный9Участие
8514 районная научно практическая конференция учащихсяРайонная3Участие
86Конкурс «Защитники Отечества» Богдашевская Н (номинация рисунок)Районный1Призёр
87Конкурс юных чтецов «Живая классика»Всероссийский1Призёр
88Кустовые соревнования по пионерболуРайонный6Призёры, 2 место
89Дальневосточный турнир по вольной борьбе. Кричкевич Валерия, Кричкевич Елена, Калинина Софья, Калинина Елизавета, Кудряшова ВикторияРегиональный51-победитель, 4 - призёра
90Первенство ДЮСШ №2 по вольной борьбе, среди юношей 2003 г.р. и младшеРайонный11 – призёр, 3 место
91Олимпиада «Весна–2016», проекта «Инфоурок» по биологии, Марцонь ЕкатеринаВсероссийский11-победитель
92Мероприятия, проводимые в рамках дня славянской письменности, с участием хоров: «Пусть будет знаменит наш славянский алфавит»Областной33Участие
93Районный творческий конкурс «Моё семейное древо»Районный33 сертификата победителей

Физкультурно-оздоровительная работа школе

Физкультурно-оздоровительная работа является приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья школьников. Физическое воспитание — залог того, что ребенок вырастет всесторонне развитым человеком. Функциональные возможности организма ребенка в большой степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребенка.

Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением недельной учебной нагрузки (соответственно увеличивается статический характер деятельности школьников), увеличением количества времени выполнения домашних заданий и т.д. Это приводит к снижению уровня двигательной активности учащегося. Значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья, уменьшению адаптационных возможностей организма школьника, поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в гимназии является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей научно обоснованным гигиеническим нормативам среднесуточной двигательной активности школьников в зависимости от пола и возраста.

Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности каждому школьнику, кроме уроков физической культуры нужен определенный комплекс внеурочных занятий, и в ряде школ разработаны различные физкультурно-оздоровительные программы, методики и двигательные режимы, направленные на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников. В настоящее время работаем над программой по совершенствованию физического воспитания школьников: «Пути повышения эффективности физического воспитания школьников».

В программе предусмотрено проведение внеклассных, дополнительных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении, реализуются различные режимы двигательной активности школьников. Например, ежедневную вводную гимнастику (ГДО), физкультминутки на уроках, подвижные игры и танцы на большой перемене, использованием подвижных игр, задания для выравнивания диспропорций моторного развития и т.д.

Основными формами внеклассных физкультурно-оздоровительных занятий являются спортивный час, гимнастика и оздоровительная аэробика; спортивные секции; проведение недель здоровья, прогулки и походы в выходные дни; игры, конкурсы, соревнования и т.д.

Для снятия статического напряжения школьников во время учебных занятий проводятся физкультминуты на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые) и спортивные часы в расписании учебных занятий. Довольно часто используется метод «динамических поз». В учебный процесс включены «валеологические часы» в виде оздоровительных игр, активно используются методы физкультурно-оздоровительной работы (занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, Дни здоровья, выезды на природу).

Движение – это здоровье. Здоровье прямо пропорционально движению, закаливанию, умеренной еде и эмоциональной устойчивости, и находится в обратной зависимости от лени и пристрастия к вредным привычкам, к которым в полной мере можно отнести малоподвижный образ жизни, особенно опасный в подростковый период. Исследования свидетельствуют о том, что 82% дневного времени большинство учащихся находятся в положения «сидя».

Для улучшения состояния и сохранения здоровья учащихся с начала учебного года, после медицинского осмотра были организованы занятия лечебной физкультурой в специальной мед.группе для детей, страдающих сколиозом.. На уроках систематически проводятся следующие упражнения:

  • Для формирования правильной осанки;
  • Для растягивания позвоночника;
  • Для скручивания позвоночника;
  • Для шеи, рук и позвоночника.

В начальной школе уделяется серьезное внимание состоянию здоровья учащихся. В свободной игровой деятельности, главным образом через подражание, осуществляется укрепление здоровья, воспитание у детей мотивационных оснований гигиенического, полового и нравственного поведения. На уроках систематически проводятся:

  • Упражнения для развития двигательных навыков и укреплению мышечного корсета;
  • Упражнения для формирования правильной осанки (упражнения с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскости и другие);
  • «Лекарство для укрепления пальчиков»;
  • Спазмоаккомадационные упражнения.

В начальной школе ведутся занятия ритмикой и, в следствие этого, состояние опорно-двигательной системы у детей несколько улучшилось. Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влияние ритмической гимнастики у детей развивается внимание, бодрость духа, жизнерадостность, находчивость. Ритмическая гимнастика развивает естественную уверенность и непринужденность ребенка, оказывает положительное влияние на осанку.

Организация рационального питания

Многие люди не считают питание, предметом серьезного исследования, полагая, что рациональное питание зависит только от количества продуктов. Эта наивность порождает массу нелепых предрассудков и совершенно необоснованных, а зачастую и вредных привычек в питании, приводящих к серьезным болезням. Исходя из вышесказанного, мы убеждены, что вопросам питания, а для школьников в период их роста, этот вопрос приобретает особую актуальность. Так как именно в это время все физиологические процессы напряжены, закладываются основы обмена веществ, которые остаются на всю жизнь.

В нашей школе имеется школьная буфет.. В школе горячими обедами обеспечиваются все обучающиеся из малообеспеченных и неполных семей. Энергетическая ценность рационов рассчитывается по меню и соответствует энергозатратам детей.

Санитарные требования к состоянию пищеблока соблюдаются: обработка кухонного инвентаря производится своевременно содой, кипячение в конце дня ветоши. Продукты питания хранятся раздельно (мясо, рыба, молочные продукты и т.д.).

Характеристика питания учащихся школы (по результатам исследования)

Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и излечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани, в частности, недостаток некоторых аминокислот в пище ведет к развитию слабоумия на фоне низкорослости и мышечной дистрофии.

Нехватка витаминов также с способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма. Вот почему мы предприняли исследование структуры и регулярности питания школьников. Инструментом исследования послужили специально разработанные анкеты, которые содержали вопросы об условиях и образе жизни учащихся, в том числе — блок вопросов, касающихся структуры и организации питания. Вопросы этого блока поставлены так, чтобы мо было оценить привычный, типичный стиль питания ребенка в семье.

В обследовании, которое проводилось апреле-мае 2014 г., участвовали 68 школьников 1 -9 классов. Такая выборка является репрезентативной по социологическим нормам и позволяет рассматривать полученные материалы как вполне надежные.

Анализ показывает, что около 80 % детей получают достаточно сбалансированный по структуре рацион питания.

Следует заметить, что чаще всего те дети, которые недополучают животный белок, лишены также и достаточного количества витаминизированной пищи. Обычно это сочетается с низким уровнем благосостояния семьи.

Вероятно, это говорит о том, что дети и их родители не всегда следуют рекомендациям гигиенистов и врачей об организации рационального питания, даже имея для этого необходимые возможности. В этом направлении необходима всесторонняя пропагандистская и просветительская работа.

Эта «свобода» режима питания, с одной стороны, свидетельствует о том, что для половины школьников пропитание не составляет проблемы; а с другой — это может говорить о хаотичности, бессистемности режима питания, что обычно негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Известно (и наши данные, полученные в ходе мониторинга, полностью это подтверждают), что заболевания органов пищеварительной системы у старшеклассников резко (на 30—40 %) возрастают по сравнению с учащимися начальной школы. Нерегулярность и нарушения режима питания — одна из возможных причин такого положения.

В этом отношении важным фактором является организация питания в условиях школы. Следует отметить, что значительная часть школьников утром не завтракает, причем это нарушение режима питания чаще наблюдается у девочек. С возрастом учащихся отказ от завтрака становится более распространенным явлением. Это — плохой признак, свидетельствующий о формировании у части молодых людей неправильного стереотипа пищевого поведения.

Программа валеологической деятельности: «Культура питания»

Цели программы: формирование у всех участников образовательного процесса - учащихся, их родителей, учителей - культуры питания, основанной на современных научных представлениях о здоровом питании, способствующем сохранению здоровья и обеспечивающем высокую умственную и физическую работоспособность.

Задачи программы:

  • формирование современных научных представлений о здоровом питании и влиянии факторов питания на здоровье;
  • формирование умений и навыков определять суточную потребность в здоровом питании, соблюдать режим питания, определять набор продуктов питания, необходимый школьнику в данном возрасте;
  • формирование санитарно-гигиенических норм поведения, предупреждающих заболевания органов пищеварительной системы;
  • формирование активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью, а также к здоровью окружающих;
  • формирование навыков активной пропаганды здорового питания как способа сохранения здоровья.

Направления работы:

Просветительское направление

  • проведение классных часов по темам « Здоровое питание школьника», «Азбука здорового питания», «Правила гигиены питания», «Пища для мозга», «Рациональное питание», «Лечебные свойства продуктов питания»;
  • проведение тематических родительских собраний по здоровому питанию школьника в гимназии и в семье.

Диагностическое направление

  • исследование питания школьников методом опроса и анкетирования.

Консультационное направление

  • консультации по вопросам питания с учителем и медицинским работником школы

План работы по программе

Направление работыОтветственныйСроки исполненияФорма отчетности
1Проведение классных часов по темам «Здоровое питание школьника», «Правила гигиены питания» и т. д.Классные руководителиВ течение годаОтметка о выполнении в классном журнале
2Проведение тематических родительских собраний по здоровому питанию школьника в гимназии и в семьеКлассные руководителиПо плану проведения родительских собранийОтметка о выполнении в плане воспитательной работы
3Исследование питания школьников методом опроса и анкетированияКлассный руководительОктябрь- ноябрьАналитическая справка
4Контроль за организацией горячего питанияПовар, социальный педагог, фельдшерНе реже одного раза в четвертьАналитические справки
5Контроль за поливитаминизацией горячего питания (анализ меню)Повар, социальный педагог, фельдшерВ первую неделю каждого месяцаАналитические справки
6Улучшение интерьера буфетаУчитель биологииОктябрь, ноябрьОтметка в плане озеленения школы
7Выступления агитбригады по здоровому образу жизниРуководитель экспериментальной площадкиОктябрь «Неделя Здоровья»Аналитический приказ

Итогом работы экспериментальной площадки по теме: «Здоровьесберегающие технологии в основу личностно-ориентированного подхода в обучении» можно считать снижение уровня заболеваемости обучающихся с 2014 года до 2016 года на 2,5%.